Prima materia или философские размышления о том, что мы есть, и что нам есть в праздники

Даже не знаю, куда следовало бы публиковать этот пост – в olgafood или в olgafitness. Подумала и решила, что те, кто на olgafood, уже имеют в своих душах соль решимости для того, чтобы вкушать пищу богов, а вот читатели olgafitness – это души ранимые, хотя и живут в сильных (а порою, и очень сильных!) телах. Сразу предупреждаю ранимые души о том, что кое-какие мои наблюдения могут застать их врасплох, пошатнуть сложившиеся в их головах представления о легально-послушнической жизни фитнесчада и огреть двойственной природой моих мыслей по поводу еды. Но не таким ли был создан человек, двойственным в сути своей?Многообразие съедобного мира каждый день повергает нас в шок. Мы словно малые дети, заблудившиеся среди гигантских шоколадных зайцев, песочных грибков и леденцовых петушков. Только в нашей взрослой жизни леденцы и карамельки обретают другие, более соблазнительные и подходящие нам по возрасту формы. Этот пост я публикую от того, что приехав в Америку накануне праздников и оказавшись задавленной масштабностью продуктового шоппинга, я совсем потеряла разум и расфилосовствовалась о главном. О еде. И о том, как мне, человеку (как мне до этого ранее казалось) более или менее правильному в вопросах питания, выжить в этой земле росомах в условиях запущенного культурного капитализма и оплаченной в кредит свободы. Freedom, как известно, is not free.   

Не то, чтобы я была экстремалкой, просто у меня, как и у многих моих друзей и клиентов, отношения с едой, собственным весом и телесной кондицией носят, скажем так… непростой характер. Зимние праздники – это время, когда хочется, чтобы  угрызений совести не существовало, а было одно лишь только наслаждение от приготовления пищи и последующего вкушения ее в кругу друзей и родственников. Хочется национальных и православных блюд, которые, как известно, не отличаются скромностью своей природы. Русская традиционная кухня – это даже не вкусовая, не эрогенная  и не гастрономическая бомба. Это не просто утка с яблоками, кулебяка, сочиво, блины, «оливье» и отварная картошка с дымящимся взбитым сливочным маслом. Это наше вселенское бытие. Основа основ. И корни, которые перерубить  невозможно. Иностранцу не дано понять глобального масштаба блинов в русском сознании. Иностранцы едят блины на закуску, отводя им скромное, почти незаметное место в притворе и по ошибке принимая их за французские creperie. Блины вдруг становятся всего лишь потерявшимися и пришибленными гостями на званом обеде. Наши драгоценные, любимые, простые от того, что древние как запечные паучки, блинчики пропадают на заморской трапезе и страдают от непонятийности своей природы. А теперь подумайте о роли блинов в Масленицу!!!  Гигантщина! Тоже самое о картошке… Недавно моя коллега из Белоруссии рассказывала о том, что, готовясь к приезду мамы, не одинажды ее просила ничего не привозить с исторической родины. Мол, в Москве и черта лысого купить можно, и нет здесь ничего такого, чего бы не было в Белоруссии. Картина маслом (ах, опять это масло, маслице, умаслить, промаслить…). На пороге мама и сумка… с картошкой! «Так это же своя, домашняя!» Сейчас бы мы сказали: «Экопродукт. Представитель движения slow food movement.» Да мало ли чего могли бы придумать? А суть в том, что эта самая картошечка – часть нас с вами. Часть географии нашего с ней общего произрастания, одна энергетическая и историческая материя, одного с нами чуда.

Почему я заговоила о национальной еде? Да еще с такою любовью? Да не о щуке белковой, а о картофеле и блинах? Потому,  что я обману, если скажу, что под Новый год и на Рождество я хочу празднично кушать отварную куриную грудку, творожок с изюмом (мой, кстати, любимый перекус в законной жизни) и попивать протеиновый коктейль. Кабы так было, сомневаюсь в том, что сама собою возгордилась бы. Есть такие дни в году, когда все разумное должно улететь далеко-далеко, а мы – вернуться к праотцам и небесам. У каждого за душой в запазухе есть тайное мечтание о еде, которая, возможно, не так вкусна, если иметь ее на столе каждый день, но от этого она становится еще более желанной однажды. И я убеждена, что такой источник наслаждения должен быть у каждого. Иначе нет нам спокойствия, если все доступно, и все оправдано. Должно быть что-то, что нас пробуждает изнутри. И в каждой культуре – что-то свое. Вот, например, однажды, мой муж перед нашим совместным походом на бейсбольный матч предложил обязательно купить по хотдогу. При этом он сказал нечто феноменальное. «Вообще-то, – сказал он, – хотдоги мерзкие. Но они становятся экзистеальными на игре в бейсбол.» Как вам, а?  

Так вот в чем мой к вам и к себе вопрос. Любить безоглядно еду в праздники или забить? Или более высоко. Вправе ли люди вкушать пищу богов? Вселенский вопрос «что же делать?» Как говорил русский филосов Иван Ильин, один из крупнейших метафизиков ХХ века, необходимо совершить «правильный акт» (у него было такое выражение). «Правильный акт» – это верный подход к своему желанию. Акт свободы и, в то же время, верности себе. Этот акт должен быть именно актом. В данном случае, актом вкушения пищи, обусловленным не только желанием своей плоти насытиться, но и приобщиться к родной культуре, религии, к природе. Ибо, как говорит Библия, хлеб – это плоть мира. Когда человек питается, он причащается природе. Стихия природы, жизнь мироздания входит в нас через процесс питания, ассимилируется, отождествляется с нашим организмом, и тем самым энергия входит в наше тело, оно набирается этих сил. Мы привыкли к тому, что рассматриваем еду как биологическое топливо с целью приобретения тех или иных физических характеристик. Мы раскладываем ее на нутриенты, витамины, фитоэлементы. Но не нужно забывать, что еда – это нечто большее. Ведь есть духовно-душевно-телесное единство личности.

За праздничным столом стремиться нужно, главным образом, к prima materia, первичным продуктам (и, конечно же, к неаффилированным с глутаматом натрия ингридиентам). Первичные продукты есть что-то простое и от этого сердечно желанное по своей сути. Поэтому я и вспоминала отварной картофель, не успев выехать к Рождеству из России, но успев пропитаться предпраздничным духом.

В заключение своего филосовского опуса хочу еще раз поздравить всех с наступающими Новым годом и Рождеством. Желаю вам любви, веры, надежды и всяческих благ, душевного и физического равновесия, радости и наслаждения!

3 Comments

  1. Галина

    Оля,
    Про экзистенциальность хотдогов – это очень сильно. И верно 🙂

    Like

  2. алеск

    Оля, когда увидел от тебя post, подумал, что будет жесткое наставление не жрать в Новый Год. Почитал и понял, что мне нравится твой слог и ясные мысли в голове. Merry Christmas and Happy NY. P.S. Совсем не занимаюсь по твоей схеме, даже не смотрел (сука), но бегаю через день до изнеможения. Саша.

    Like

    • Салимова Ольга

      Саша, самой хотелось бы не жрать в Новый год, но давай смотреть правде в глаза. Жрать-то охота как ни крути! Хорошо, что бегаешь! Это в зимний сезон актуальнее! Зимой организм накапливает стратегический запас в силу своей историческо-гинетической предрасположенности, а вот к весне и худеть можно начинать. Летом совсем хорошо все слетает. Зимой же приходится туго с жиросжиганием. Против природы приходится идти. Я тут тренировочные программы местных гуру просматриваю, наблюдаю, кто как тренируется. Куча идей уже возникла по поводу того, как самой в зале страдать, и как страдать окружающих, в том числе outdoors. Короче, готовься!

      Like

Comments are closed.